Художник Иван Жупан

Художник Иван Жупан

Художник Иван Жупан 1

Иван Жупан родился в 1966г. в Казани. В 1976 переехал в г.Мукачево (Закарпатье). Окончил с отличием художественное училище в г.Ужгороде. Обучался в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной в Ленинграде. Член Союза художников России. Работы находятся в музеях Санкт-Петербурга, Киева, Закарпатья, Венгрии, Хорватии и в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Будапешта, Праги, Сплита, Парижа, Лондона, Мюнхена, Австрии, Греции.

Иван является одним из учеников известного художника Павла Бедзира, основателя закарпатской графической школы, высочайшего мастера техники граттаж («царапки» по словам Бедзира). Граттаж — процарапывание иглой по многослойному и многоцветному грунту, нанесенному на картон, очень кропотливая и трудоёмкая техника. Жупан — единственный из учеников Бедзира в совершенстве владеет этой техникой и продолжает плодотворно в ней работать. Переняв у учителя приёмы и навыки, ученик доводит их до совершенства, во многом превосходя мастера. Исполнение требует большого кропотливого труда на каждой стадии работы над листом, начиная с грунтовки и кончая штриховкой. Иногда на один лист уходит несколько месяцев, и всё это время мысленный взор художника хранит образный строй и эмоциональный заряд первоначального замысла. Он продолжает развивать традиции своего Учителя в направлении стиля модерн. Другое направление работ Жупана – пейзажи Крыма и Закарпатья, выполненные пастелью и маслом.

Вот как описывает творчество художника искусствовед Ирина Бестужева:

«Непроходимые чащи с переплетающимися ветвями и корнями, искореженными стволами скрыты от посторонних нелюбопытных глаз. Как будто леса-исполины удалены от нас не в пространстве, а во времени, перенесены из мира сегодняшнего в мир древний, населены странными существами-символами света и мрака, добра и зла, жизни и смерти. Чисто композиционными приемами создается ощущение, что деревья-гиганты уходят корнями в землю и упираются кронами в небесный свод.

Особое внимание уделяется свету: он то зыбкий, ирреальный, то звонкий и яркий просачивается сквозь ветви и корни. Но самый неожиданный эффект — это «обратная перспектива» света. Интенсивность света увеличивается от переднего плана вглубь листа. Взгляд из мрака в ярко освещенные дали одухотворяет все произведение, придает ему особый философский смысл. Возникают мысли о том, что это не толпы деревьев с трудной судьбой, а мы, люди, обнявшиеся в жестокой схватке, это наши портреты, зашифрованные в мифологические символы. Как корни — предки переплетались между собой, так и мы — ветви повторяем этот путь. Как и люди деревья наделены яркой индивидуальностью, как и люди обезличены в толпе. И всё это, давнее и сегодняшнее, реально, осязаемо и освещено божественным светом, хранящим энергию жизни».

За знакомство с художником спасибо MultiMazurka

0