Васильев Константин Алексеевич

Васильев Константин Алексеевич

Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.

Константин ВасильевБиография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.

По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.

Константин Васильев

«Ответственный» за переезд отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.

С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью. Талант к рисованию обнаружился рано. Будучи дошкольником, изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» — первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» — вторая.

По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.

Константин Васильев

Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

Юный Васильев проводил часы в «Третьяковке». Здесь же впервые вживую увидел «Богатырей», поразивших его в раннем детстве. Изучал собранные в залах произведения искусства, искал форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.

Васильев Константин  Отечество

Отечество

Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР не в чести. Образование закончил в 1961 году. Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет. Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.

Васильев Константин Алексеевич 145
Васильев Константин Алексеевич 146
Васильев Константин Алексеевич 147
Васильев Константин Алексеевич 148
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 149
Васильев Константин Алексеевич 150
Васильев Константин Алексеевич 151
Васильев Константин Алексеевич 152
Васильев Константин Алексеевич 153
Васильев Константин Алексеевич 154
Васильев Константин Алексеевич 155
Васильев Константин Алексеевич 156
Васильев Константин Алексеевич 157
Васильев Константин Алексеевич 158
Васильев Константин Алексеевич 159
Васильев Константин Алексеевич 160
Васильев Константин Алексеевич 161
Васильев Константин Алексеевич 162
Васильев Константин Алексеевич 163
Васильев Константин Алексеевич 164
Васильев Константин Алексеевич 165
Васильев Константин Алексеевич 166
Васильев Константин Алексеевич 167
Васильев Константин Алексеевич 168
Васильев Константин Алексеевич 169
Васильев Константин Алексеевич 170
Васильев Константин Алексеевич 171
Васильев Константин Алексеевич 172
Васильев Константин Алексеевич 173
Васильев Константин Алексеевич 174
Васильев Константин Алексеевич 175
Васильев Константин Алексеевич 176
Васильев Константин Алексеевич 177
Васильев Константин Алексеевич 178
Васильев Константин Алексеевич 179
Васильев Константин Алексеевич 180
Васильев Константин Алексеевич 181
Васильев Константин Алексеевич 182
Васильев Константин Алексеевич 183
Васильев Константин Алексеевич 184
Васильев Константин Алексеевич 185
Васильев Константин Алексеевич 186
Васильев Константин Алексеевич 187
Васильев Константин Алексеевич 188
Васильев Константин Алексеевич 189
Васильев Константин Алексеевич 190
Васильев Константин Алексеевич 191
Васильев Константин Алексеевич 192
Васильев Константин Алексеевич 193
Васильев Константин Алексеевич 194
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 195
Васильев Константин Алексеевич 196
Васильев Константин Алексеевич 197
Васильев Константин Алексеевич 198
Васильев Константин Алексеевич 199
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 200
Васильев Константин Алексеевич 201
Васильев Константин Алексеевич 202
Васильев Константин Алексеевич 203
Васильев Константин Алексеевич 204
Васильев Константин Алексеевич 205
Васильев Константин Алексеевич 206
Васильев Константин Алексеевич 207
Васильев Константин Алексеевич 208
Васильев Константин Алексеевич 209
Васильев Константин Алексеевич 210
Васильев Константин Алексеевич 211
Васильев Константин Алексеевич 212
Васильев Константин Алексеевич 213
Васильев Константин Алексеевич 214
Васильев Константин Алексеевич 215
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 216
Васильев Константин Алексеевич 217
Васильев Константин Алексеевич 218
Васильев Константин Алексеевич 219
Васильев Константин Алексеевич 220
Васильев Константин Алексеевич 221
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 222
Васильев Константин Алексеевич 223
Васильев Константин Алексеевич 224
Васильев Константин Алексеевич 225
Васильев Константин Алексеевич 226
Васильев Константин Алексеевич 227
Васильев Константин Алексеевич 228
Васильев Константин Алексеевич 229
Васильев Константин Алексеевич 230
Васильев Константин Алексеевич 231
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 232
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 233
Васильев Константин Алексеевич 234
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 235
Васильев Константин Алексеевич 236
Васильев Константин Алексеевич 237
Васильев Константин Алексеевич 238
Васильев Константин Алексеевич 239
Васильев Константин Алексеевич 240
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 241
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 242
Васильев Константин Алексеевич 243
Васильев Константин Алексеевич 244
Васильев Константин Алексеевич 245
Васильев Константин Алексеевич 246
Васильев Константин Алексеевич 247
Васильев Константин Алексеевич 248
Васильев Константин Алексеевич 249
Васильев Константин Алексеевич 250
Васильев Константин Алексеевич 251
Васильев Константин Алексеевич 252
Васильев Константин Алексеевич 253
Васильев Константин Алексеевич 254
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 255
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 256
Васильев Константин Алексеевич 257
Васильев Константин Алексеевич 258
Васильев Константин Алексеевич 259
Васильев Константин Алексеевич 260
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 261
Васильев Константин Алексеевич 262
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 263
Васильев Константин Алексеевич 264
Васильев Константин Алексеевич 265
Васильев Константин Алексеевич 266
Васильев Константин Алексеевич 267
Васильев Константин Алексеевич 268
Васильев Константин Алексеевич 269
Васильев Константин Алексеевич 270
Васильев Константин Алексеевич 271
Васильев Константин Алексеевич 272
Васильев Константин Алексеевич 273
Васильев Константин Алексеевич 274
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 275
Васильев Константин Алексеевич 276
Васильев Константин Алексеевич 277
Васильев Константин Алексеевич 278
Васильев Константин Алексеевич 279
Васильев Константин Алексеевич 280
Васильев Константин Алексеевич 281
Васильев Константин Алексеевич 282
Васильев Константин Алексеевич 283
Васильев Константин Алексеевич 284
Васильев Константин Алексеевич 285
Васильев Константин Алексеевич 286
Васильев Константин Алексеевич 287
Васильев Константин Алексеевич 288

Количество работ: 163

 
Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти
в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения.

Живопись
Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».

Вознесение

«Вознесение»

«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».
Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.

Васильев Константин Алексеевич 289

К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.

Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».

Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.

Васильев Константин Алексеевич

С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.

Северный орел

«Северный орел»

В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».

Васильев Константин Алексеевич 290

Личная жизнь
О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.

Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.

По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».

Смерть
Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.

Васильев Константин Алексеевич 291

Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.

0