Васильев Константин Алексеевич

Васильев Константин Алексеевич

Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.

Константин ВасильевБиография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.

По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.

Константин Васильев

«Ответственный» за переезд отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.

С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью. Талант к рисованию обнаружился рано. Будучи дошкольником, изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» — первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» — вторая.

По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.

Константин Васильев

Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

Юный Васильев проводил часы в «Третьяковке». Здесь же впервые вживую увидел «Богатырей», поразивших его в раннем детстве. Изучал собранные в залах произведения искусства, искал форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.

Васильев Константин  Отечество

Отечество

Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР не в чести. Образование закончил в 1961 году. Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет. Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.

Васильев Константин Алексеевич 1
Васильев Константин Алексеевич 2
Васильев Константин Алексеевич 3
Васильев Константин Алексеевич 4
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 5
Васильев Константин Алексеевич 6
Васильев Константин Алексеевич 7
Васильев Константин Алексеевич 8
Васильев Константин Алексеевич 9
Васильев Константин Алексеевич 10
Васильев Константин Алексеевич 11
Васильев Константин Алексеевич 12
Васильев Константин Алексеевич 13
Васильев Константин Алексеевич 14
Васильев Константин Алексеевич 15
Васильев Константин Алексеевич 16
Васильев Константин Алексеевич 17
Васильев Константин Алексеевич 18
Васильев Константин Алексеевич 19
Васильев Константин Алексеевич 20
Васильев Константин Алексеевич 21
Васильев Константин Алексеевич 22
Васильев Константин Алексеевич 23
Васильев Константин Алексеевич 24
Васильев Константин Алексеевич 25
Васильев Константин Алексеевич 26
Васильев Константин Алексеевич 27
Васильев Константин Алексеевич 28
Васильев Константин Алексеевич 29
Васильев Константин Алексеевич 30
Васильев Константин Алексеевич 31
Васильев Константин Алексеевич 32
Васильев Константин Алексеевич 33
Васильев Константин Алексеевич 34
Васильев Константин Алексеевич 35
Васильев Константин Алексеевич 36
Васильев Константин Алексеевич 37
Васильев Константин Алексеевич 38
Васильев Константин Алексеевич 39
Васильев Константин Алексеевич 40
Васильев Константин Алексеевич 41
Васильев Константин Алексеевич 42
Васильев Константин Алексеевич 43
Васильев Константин Алексеевич 44
Васильев Константин Алексеевич 45
Васильев Константин Алексеевич 46
Васильев Константин Алексеевич 47
Васильев Константин Алексеевич 48
Васильев Константин Алексеевич 49
Васильев Константин Алексеевич 50
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 51
Васильев Константин Алексеевич 52
Васильев Константин Алексеевич 53
Васильев Константин Алексеевич 54
Васильев Константин Алексеевич 55
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 56
Васильев Константин Алексеевич 57
Васильев Константин Алексеевич 58
Васильев Константин Алексеевич 59
Васильев Константин Алексеевич 60
Васильев Константин Алексеевич 61
Васильев Константин Алексеевич 62
Васильев Константин Алексеевич 63
Васильев Константин Алексеевич 64
Васильев Константин Алексеевич 65
Васильев Константин Алексеевич 66
Васильев Константин Алексеевич 67
Васильев Константин Алексеевич 68
Васильев Константин Алексеевич 69
Васильев Константин Алексеевич 70
Васильев Константин Алексеевич 71
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 72
Васильев Константин Алексеевич 73
Васильев Константин Алексеевич 74
Васильев Константин Алексеевич 75
Васильев Константин Алексеевич 76
Васильев Константин Алексеевич 77
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 78
Васильев Константин Алексеевич 79
Васильев Константин Алексеевич 80
Васильев Константин Алексеевич 81
Васильев Константин Алексеевич 82
Васильев Константин Алексеевич 83
Васильев Константин Алексеевич 84
Васильев Константин Алексеевич 85
Васильев Константин Алексеевич 86
Васильев Константин Алексеевич 87
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 88
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 89
Васильев Константин Алексеевич 90
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 91
Васильев Константин Алексеевич 92
Васильев Константин Алексеевич 93
Васильев Константин Алексеевич 94
Васильев Константин Алексеевич 95
Васильев Константин Алексеевич 96
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 97
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 98
Васильев Константин Алексеевич 99
Васильев Константин Алексеевич 100
Васильев Константин Алексеевич 101
Васильев Константин Алексеевич 102
Васильев Константин Алексеевич 103
Васильев Константин Алексеевич 104
Васильев Константин Алексеевич 105
Васильев Константин Алексеевич 106
Васильев Константин Алексеевич 107
Васильев Константин Алексеевич 108
Васильев Константин Алексеевич 109
Васильев Константин Алексеевич 110
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 111
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 112
Васильев Константин Алексеевич 113
Васильев Константин Алексеевич 114
Васильев Константин Алексеевич 115
Васильев Константин Алексеевич 116
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 117
Васильев Константин Алексеевич 118
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 119
Васильев Константин Алексеевич 120
Васильев Константин Алексеевич 121
Васильев Константин Алексеевич 122
Васильев Константин Алексеевич 123
Васильев Константин Алексеевич 124
Васильев Константин Алексеевич 125
Васильев Константин Алексеевич 126
Васильев Константин Алексеевич 127
Васильев Константин Алексеевич 128
Васильев Константин Алексеевич 129
Васильев Константин Алексеевич 130
Васильев Константин Алексеевич
Васильев Константин Алексеевич 131
Васильев Константин Алексеевич 132
Васильев Константин Алексеевич 133
Васильев Константин Алексеевич 134
Васильев Константин Алексеевич 135
Васильев Константин Алексеевич 136
Васильев Константин Алексеевич 137
Васильев Константин Алексеевич 138
Васильев Константин Алексеевич 139
Васильев Константин Алексеевич 140
Васильев Константин Алексеевич 141
Васильев Константин Алексеевич 142
Васильев Константин Алексеевич 143
Васильев Константин Алексеевич 144

Количество работ: 163

 
Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти
в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения.

Живопись
Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».

Вознесение

«Вознесение»

«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».
Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.

Васильев Константин Алексеевич 145

К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.

Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».

Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.

Васильев Константин Алексеевич

С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.

Северный орел

«Северный орел»

В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».

Васильев Константин Алексеевич 146

Личная жизнь
О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.

Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.

По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».

Смерть
Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.

Васильев Константин Алексеевич 147

Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.

0