Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 3

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 3 2Михаил Васильевич Нестеров — (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе. Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова


Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо известна по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмидесятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в качестве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чистякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва приятелей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и портрете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

Видение отроку Варфоломею. 1889

Видение отроку Варфоломею. 1889

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилистически эти произведения располагаются в русле стиля модерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в панорамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические иконные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонежский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «житийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 3 3

Пустынник. 1888-1889

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 году Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову исполнить запрестольный образ собора «Рождество Христово». После этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и руководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность художника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 3 4

Собор Воскресения Христова на крови (Спас-на-крови)архитектор Альфред Парланд, художник Михаил Нестеров, мозаичисты Александр и Владимир Фроловы, 1883–1907 Санкт-Петербург

В существовавшем в начале века размежевании художников по различного вида творческим корпорациям место Нестерова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тонкий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утраченной полноте бытия. Тихая женственность модели в сочетании с внутренней силой рождает ассоциации с передвижническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — прямой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отныне единственной точкой приложения он выбирает портрет.

Портрет Николая Ивановича Тютчева

Портрет Николая Ивановича Тютчева

В самом выборе портретных моделей виден интерес художника к творческой личности, «пойманной» в порыве созидательного вдохновения. Излюбленная мастером динамическая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой статуэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лекцию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, динамичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу модели; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живописную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концепция творчества, художнического бытия, обладающая убеждающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

 

!Женская фигура (на коленях). 1915
Автопортрет. 1915
Благовещение. 1892
Благовещение. 1901
Благовещение. 1914
Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария. 1909
Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву.Эскиз.1897
Весна красна. 1922
Вид с Чертова городища. Этюд к картине На горах.1896
Видение Богородицы. 1910 е
Видение отроку Варфоломею, рисунок эскиз3
      - http://gallerix.ru
Вознесение Господне. Эскиз.1895
Воскресение (Утро Воскресения). Триптих.1909
Воскресение. 1894
Воскресение. 1910
Воскрешение Лазаря.1899
Въезд в Иерусалим
Голова мальчика неаполитанца. Этюд
Голова молящегося юноши. 1891
Голова старика. Этюд к картине Святая Русь
Голова старика. Этюд. 1878
Гонец. 1920 е
Горюющий на могиле. 1890 е
Гражданин Минин. Эскиз.1905
Девушка в кокошнике. Портрет М.И.Нестеровой. 1885
Девушка в тулупе. Этюд к картине Святая Русь
Девушка в черном сарафане. Этюд к картине Душа народа
До государя челобитчики.1886
Дом с кипарисами. Сочи.1930 е
Женская голова. Этюд к картине Весна красна
Женская фигура
Женскии портрет. 1990 1910 е
Женщина с посохом. Этюд.1914
Золотой Рог. Этюд.1889
К.Г.Держинская в роли Ярославны
Кабинет отца художника
Князь Александр Невский, 1894 1897+
Конец лета. 1928
Кончина благоверного князя Александра
Кремль зимой. Этюд
Крым. Этюд
Монахиня. 1914
Монахиня
Монашка. 1909
Мученичество святого Георгия. Эскиз росписи.1900
      - http://gallerix.ru
На родине Аксакова. 1906
На родине Аксакова. 1914
Наташа Нестерова на садовой скамейке. 1914
Окрестности Абрамцева. 1889
Осень
Основание Троице Сергиева монастыря.1890
Отец Геннадий. Этюд к картине Пустынник.1888
Пейзаж с избой и мостиком. Начало 1880 х
DCF 1.0
Пейзаж с рекой. Этюд для картины На Руси (Душа народа)
Портрет А.М.Нестерова. 1932
Портрет А.М.Щепкиной. 1925
Портрет академика А.Н.Северцова. 1925
Портрет академика, биолога А.Н.Северцова. 1934
Портрет Владимира Григорьевича Черткова. 1890
Портрет девушки
Портрет Е.П.Нестеровой в костюме сестры. 1914
Портрет Николая Ивановича Тютчева
Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника
Портрет Серафимы Васильевны Павловой. 1933
Портрет Сергея Алексеевича Коровина.1886
Портрет Сергея Васильевича Иванова. 1886
Портрет скульптора И.Д.Шадра. 1934
Портрет сына в испанском костюме, 1933
Праведный Симеон Верхотурский.1900 е
Преподобная Ксения.1899
Преподобный Алексий, человек Божий. 1900 1910 е
Пятигорск. Этюд
Равноап. Нина. Эскиз росписи. 1900
Равноап.Кирилл.Иконостас жертвенника Владим.собора.Киев
Ранней весной.1900 е
Саваоф с Младенцем иисусом и Духом Святым (Отечество). 1910 1911
Саша
Сбор на погорелый храм в Москве. 1885
Св. Ольга
Св.Великомученица Варвара. 1924
Св.Великомученица Варвара.Иконостас диаконника Владимирск.собора.Киев
Святой Пафнутий Боровский.1890
Старик с коромыслом. 1896
Старый и малый. 1887
Страстная седмица.1933
Тапер. 1885
Терраса на Капри. Этюд
Тихие воды. 1922
Уральский пейзаж. 1900 е
Христос у Марфы и Марии. 1908 1911
Царевна. 1887
Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным. 1885
Экзамен в сельской школе. 1884
Элегия (Слепой музыкант). 1928
Эскизы образов для иконостаса Троицкого собора в Сумах.1913
Юность преподобного Сергия, 1892 1897

Количество работ: 100

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

Добавить комментарий