В 1918 году К.Розен вернулся в Латвию, где продолжал активно работать. Так родились «Сумерки на озере Бабитее», «Глыбы Даугавы», «Юрмала летом», «Ночной вид Кулдыги», «Вид на реку Огре» и т.д. Здесь же, в Латвии, продолжилась давняя дружба Карла с Юлием Клевером, который в начале XX века жил и работал в Риге, где имел собственный салон — мастерскую.
Персональная выставка Розена прошла в 1927 году в рижском Клубе офицеров, в сохранившемся каталоге — 104 работы, одна из которых — «Водяная мельница» — написана Карлом в память о своем поместье в России. По окончании выставки художник подарил Военному музею картину «Пулеметная гора» (1926 г., I 18×178 см, х., м), посвященную героизму латышских стрелков в годы Первой мировой войны. Сегодня полотно хранится в Государственном историческом музее Латвии.
После выставки работы художника продолжали успешно продаваться и, судя по сохранившимся этикеткам — ценникам, стоили довольно дорого. Например, картина «Дуб в лесу В Даксте» (114×114 см., х., м) была продана за 1400 лат. (Для сравнения: К.Розен платил 30 лат в месяц за квартиру из четырех комнат и кухни.)
Последние три года жизни Карл Розен работал очень мало, так как был неизлечимо болен. Он умер 18 марта 1934 года в родной Елгаве. Жена, сын и дочь покойного сообщили об этом в газете, пригласив всех желающих проститься с художником.
Из некролога в газете «Latvis»: «Имя умершего художника Розена упоминалось мало и знакомо далеко не всем. В кругу латышских художников были такие, кто принципиально не замечал работ своего коллеги. Покойный Розен был типичным представителем старой школы пейзажной живописи. Его учителем в Петербургской Академии художеств был знаменитый И.Шишкин. Агрессивное высокомерие и «хлебная вражда» со стороны художников других направлений заставляли страдать миролюбивое и честное сердце Розена. Он жил только ради искусства, отвергая любые сомнительные сделки, далекие от его творчества. Художник содержал семью исключительно на доходы от продажи своих картин. Надеемся, что известие об этом достойном латышском художнике, работавшем на поприще искусства 49 лет, дойдет до главных персон Пенсионного совета в надежде назначить вдове и двум малолетним детям соответствующую пенсию».
Посмертная выставка К.Розена, устроенная вдовой художника, прошла в Елгаве в 1937 году. Экспозиция состояли из 62 работ. Пресса отметила это событие трогательной рецензией, особенно выделив такие полотна, как «Глубокий снег», «Сосна па закате солнца», «Зимний пейзаж с полками», «У озера ранним утром», «Вид на кладбище в Баложах».
Летом 2003 года рижская галерея «Aiitonija» провела выставку «Романтическая эпоха в живописи балтийских художников XIX—XX вв.», где было представлено несколько пейзажей Карла Розена, отмеченных вниманием благодарных зрителей.
Оценивая сегодня живопись Карла Розена, необходимо учитывать, что его творчество, как и всякое художественное явление, обусловлено особенностями своего времени. Нельзя переносить на произведения художника требования и вкусы последующих эпох. Большая часть картин еще при жизни автора нашла своих ценителей в Дании, Швеции, Англии, Голландии, Франции, на родине — в Латвии, а также в России. Его лирические пейзажи, в которых воплотились пронзительное чувство родины и щемящая душу одухотворенность природы, украшали кабинеты иностранных резиденций и стены респектабельных домов.
Из статьи С. Прибытковой, А. Вердиньша «Неизвестный K. Rosen» — журнал «Антиквариат» N° 6 (18), 2004, с.19 – 23.
Количество работ: 43
★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★