Николай Александрович Сергеев (1855-1919)

Художник-пейзажист, вольный общник, академик Императорской Академии художеств Николай Александрович Сергеев родился 25 марта 1855 года в Харькове в семье мелкого служащего. Учился в харьковской Второй городской гимназии. Первыми наставниками будущего живописца были Дмитрий Иванович Безперчий (1825-1913) — известный русско-украинский художник академического направления и педагог (ученик К.П. Брюлова), мастер жанровой живописи, и Александр Александрович Киселёв (1836-1911) — русский художник- пейзажист. Сергеев усердно занимался живописью и на уроках рисования в гимназии и в свободное от учёбы время. Будучи достаточно замкнутым по характеру юношей, Николай находил в занятиях живописью возможность для самовыражения и погружения в удивительный мир образов и фантазий. Безперчий отмечал природный талант своего ученика и всячески старался способствовать его раскрытию, хотя не все историки живописи согласны с этим (в очерках современников нередко встречаются утверждения, что Бесперчий не обращал на своего ученика никакого внимания и никак не способствовал его творческому развитию).

Николай Александрович Сергеев (1855-1919) 2

После окончания гимназии в 1876 году Николай Сергеев отправился в С-Петербург с целью поступления в институт путей сообщения, но судьба распорядилась так, что оказался он в частной мастерской одного из самых известных русских художников-маринистов, профессора Льва Феликсовича Лагорио (1826-1905). Не последнюю роль в выборе будущей профессии молодого человека сыграла его юношеская мечта стать профессиональным художником, и вместо сдачи экзаменов в институт, Сергеев принял участие и с честью прошёл творческое испытание на право обучения у Лагорио. Это была уже настоящая художественная школа для молодого художника, в которой уроки и советы педагога сыграли решающую роль в художественном становлении Николая Сергеева.
Превосходный учитель, Лев Феликсович Лагорио, сразу заметил выдающиеся способности своего юного ученика, и занимался с ним особенно тщательно. Сергеев ни одного дня в своей жизни не обучался ни в Императорской Академии, ни в каком-либо другом художественном учебном заведении. Всем своим образованием живописца он обязан был только одному Льву Феликсовичу, тёплые чувства к которому и безграничную благодарность сохранил на протяжении всей своей жизни.
Под чутким и благожелательным руководством профессора Лагорио Николай Сергеев уже в конце семидесятых годов выступал как вполне сложившийся художник и начал выставлять свои картины на годичных Академических выставках.

Николай Александрович Сергеев (1855-1919) 3

Утро на реке. Украина. конец ХІХ в.

Постепенно формировался индивидуальный стиль художника. Его отличал с одной стороны свободный и лёгкий рисунок, а с другой густой и сочный мазок и необыкновенно изящный колорит. Природа в его исполнении — это не спокойное, аморфное изображение окружающего нас мира, а нервная, подчас взрывная картина необузданной природной страсти, разыгрываемой изображаемыми персонажами.
Сергеев всегда тяготел к бурным мотивам. Ему очень нравилось изображать разгулявшееся буйство стихии со всеми симптомами и мельчайшими подробностями: пригибаемые до самой земли могучим порывом верхушки деревьев, гонимую безжалостным ветром и устремляющуюся на берег мутную воду. Будучи малороссом по происхождению, он всегда с особым удовольствием писал живописную природу родной для него чарующей Украины. Трудно оторвать взгляд от его «малороссийских» вещей. Невольно любуешься сидящей под деревом на берегу Десны миловидной девушкой, плетущей венок из луговых цветов, тяжёлым возком, который тянут по пыльной дороге запряжённые круторогие волы, сопереживаешь усталом мужичку с поникнувшей головой глядящего на последствия беспощадного града на участке его поля.

Николай Александрович Сергеев (1855-1919) 4

В лесу у станции Тосно. 1890

Очень интересным был взгляд Николая Александровича Сергеева на природу. Он писал: «Пейзажист должен упражняться двояко, – во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и «фиксировать» в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом».
Именно этим глубоким убеждением художника объясняется то, что он, зачастую рискуя здоровьем, подолгу простаивал под проливным дождем. Ранней весною проникал в топкую и сырую глубь лесных чащ, мёрзнул на зимнем и осеннем рассвете… И природа, как бы в благодарность, постепенно открывала художнику свои самые сокровенные тайны.
В 1889 году на выставке в Париже Сергеев получил «Почётный отзыв» за работу «Заглохшая река». В том же году был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени, как было сказано в высочайшем указе, «за художественную деятельность». В 1890 году был учреждён устав Санкт-Петербургского Общества художников, в создании которого Сергеев принимал самое деятельное участие.
С 1890 до 1903 года его картины ежегодно представляются на выставках этого общества. Одновременно с 1896 года Сергеев участвует в выставках Императорского Общества русских акварелистов.

В 1903 году группа членов Петербургского общества художников в полном составе правления во главе, резко расходясь во мнениях с большинством членов на направление художественной деятельности и повышение достоинства общества, вышла из этого общества и образовала Товарищество художников. Находясь в отделившейся группе членов Петербургского общества художников, Сергеев принял деятельное участие в организации Товарищества и, по утверждении устава, выставляет свои картины на выставках этой группы. В конце 1908 года он был приглашен принять участие в учреждении и организации общества им А.И. Куинджи. В 1910 году Николай Александрович Сергеев был избран академиком пейзажной живописи.

Николай Александрович Сергеев (1855-1919) 5

Пасека.1885

Из многочисленных художественных произведений Сергеева наиболее известны: «Веселый шум колосьев умолк» (1885), «Пасека» (1885), «Казачья слободка» (1886), «Июль» (1887), «Лучи», «Аллея цветущей сирени», «Тоня на Днепре». Художник всегда с удовольствием писал знойную и пышную природу юга и скромную и блёклую природу севера. Работы художника украшали собрание произведений Русского Императорского дома и коллекции многих российских ценителей искусства. В настоящее время произведения Сергеева экспонируются в собраниях многих музеев России и Украины.

Николай Александрович Сергеев (1855-1919) 6

Тоня на Днепре. 1889


Современники писали о картинах Сергеева: «Как пейзажист, Сергеев не ограничивается одним лишь воспроизведением внешних форм природы, но воспринимает её душою художника-поэта, чуткого к её жизни и многообразным настроениям. Его картины всегда поэтичны и оригинально взяты, в них много света и блеска, солнечных лучей; они очень своеобразны по общему тону и колориту, выгодно отличавшему Н. А. с первого же появления его произведений на выставках».

Николай Александрович Сергеев скончался осенью 1919 года от тифа в Харькове. Точная дата смерти и место захоронения не известны. После смерти был забыт, ибо прошла тогда мода на академическую живопись. Но пришло время вспомнить этого талантливого живописца и любоваться его пейзажами.

Источник: liveinternet.ru

Аллея в саду. 1906
Березы. 1899
В лесу у станции Тосно. 1890
В лесу. конец 1890 х
В саду ранняя яблоня (открытка)
Весна в деревне. 1893
Воды на равнине. 1875
Водяная мельница (Малороссийский мотив). 1911
Градобой. 1897
Деревенский пейзаж. 1897
Зима. 1900
Золотой сенокос. 1909
К селу. 1890
Казачий двор. 1901
Летний пейзаж. 1891
Лето. 1880 е
Лето. 1900
На пароме. рубеж ХІХ ХХ вв.
На рассвете. конец ХІХ в.
На реке.
Над Днепром. начало ХХ в.
Ночью в степи. 1889
Осенний каприз зимы. Первый снег. 1894
Пасека. начало ХХ в.
Пасека.1885
Пастух. 1890
Пейзаж с прудом. 1893
Пейзаж. 1890
Пейзаж.
Перед грозой. 1870
Повозка у околицы. 1893
Под Белгородом. 1890
После грозы.
Сад. 1889
Сверкает блеск. Летний пейзаж с рекой. 1918
Сенокос. 1887
Снопы. 1906
Тоня на Днепре. 1889
Туман. 1897
У пруда. 1892
Улица украинской деревни. 1900
Утро на реке. Украина. конец ХІХ в.
Хижина на берегу.
Царь свет. 1916
Элегия. 1888
Яблони в цвету. В Малороссии. 1895

Количество работ: 48

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

Добавить комментарий