Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Еще в первые годы своего существования, когда в стране царили разруха и голод, молодое Советское государство специальным ленинским декретом создало Совет защиты детей, наделенный самыми широкими полномочиями. Декрет особенно подчеркивал “лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время подрастающее поколение”.
Забота о детях неизмеримо возросла в наши дни. Сегодня в стране насчитывается свыше 120 тысяч детских садов и яслей на 13 миллионов мест. Свыше 45 миллионов мальчиков и девочек посещают школу. Всеобщее десятилетнее образование не только гарантировано новой Конституцией СССР, но и является обязательным для каждого гражданина нашей социалистической Родины. Для школьников открыты 4600 Дворцов пионеров, 1100 станций юных техников. Из года в год растет сеть пионерских лагерей, санаториев, детских больниц, поликлиник. В новогоднем приветствии детям в связи с решением XXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей 1979 год Международным годом ребенка, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев сказал: “Это очень хорошее, правильное решение. Ведь дети — это наше будущее, им придется продолжать дело своих отцов и матерей. Они, я уверен, сделают жизнь на земле лучше и счастливее. А наш долг постараться, чтобы дети всех народов не знали войн, чтобы у них было спокойное, радостное детство”.
Советских людей волнуют и судьбы детей других стран, волнует все, что происходит на планете.
Сегодня во многих уголках земли еще льется кровь и гибнут не только взрослые, но и дети. Многие из них умирают от голода и болезней. Даже в самой богатой стране капиталистического мира – Соединенных Штатах Америки – 14,5 миллиона детей растут в нищете, многие вынуждены бросить учебу. Но даже те, кому удается закончить школу и получить среднее образование, нередко пополняют ряды безработных.
В современную эпоху напряженной борьбы за мир и прогресс, за счастливое будущее всего человечества вечная тема мирового искусства – тема ребенка, издавна символизировавшая мир, продолжение жизни на земле, приобретает глубокий гуманистический смысл.
Многие советские художники в своих произведениях часто обращаются к этой важной теме. В альбомах художника Ивана Акимовича Сущенко, который побывал во многих странах мира, в ясных пластических образах нашло яркое отражение искреннее и взволнованное повествование о том, что ему пришлось увидеть и пережить. Примечательная особенность его творчества – публицистичность.
Богата и многообразна палитра, используемая художником при создании работ, посвященных детям. В них как бы сконцентрированы авторские впечатления и социально-политическая оценка условий жизни молодого поколения той или иной страны.
Полны мажорного, оптимистического настроения произведения, посвященные детям социалистических стран. Уверенность в своем будущем, оптимизм, чувство собственного достоинства читаются в глазах деревенского паренька в выгоревшей отцовской пилотке с красной звездой. Рядом с ним его верный друг – любимая собака. Все это дается художником на фоне избы и алых ягод рябины среди изжёлта-зелёной листвы. А сколько неподдельной детской радости, бьющей через край, сумел передать автор в непритязательной по сюжету сценке: три девочки и мальчуган на улице Современной Бухары, сохраняющей колоритные черты своего древнего,неповторимого облика.
Детям острова Свободы художник посвятил много выразительных, с любовью выполненных произведений. Среди них особенно выделяется лист “Кубинская мадонна”. В нем образ молодой кубинки приобретает символическое звучание, как бы олицетворяя героическое настоящее и светлое будущее этого свободолюбивого народа.
В работе, посвященной героическому народу Вьетнама, автор угадывает его завтрашний день в образах трех хрупких, сосредоточенно-серьезных девочек-подростков, помогающих своему народу строить новое, социалистическое общество.
Иван Акимович Сущенко – художник ярко выраженного лирического склада. В лучших его работах ощущается живая, поэтическая красота природы различных уголков земли, обжитых, возделанных руками трудового человека. Художник стремится уловить и передать неповторимое очарование прекрасной “планеты людей”, но маленькие, так нуждающиеся в ласке, тепле и заботе ребятишки очень часто бывают пасынками этого огромного, противоречивого мира – в тех странах, где еще властвует капитал.
Их детство проходит в нищете. Одни с малых лет вынуждены зарабатывать себе на жизнь /”Фромбальены”/. Другие под палящими лучами солнца, привязанные за спиной матери, старшего брата или сестренки, проделывают утомительный путь на рынок по безводной мексиканской пустыне. Наблюдательный художник запечатлел и тяжелый труд маленьких погонщиков слонов в джунглях Индии, и подростка-ковбоя Мексики, и юного бродячего музыканта Италии.
В облике бедной конголезской девочки с сестренкой на руках, в пластической трактовке темно-бронзового юного нигерийца художник сумел выразить сложную гамму чувств: пробуждающееся сознание и надежду на лучшее будущее.
Широта образно-сюжетного диапазона, свежесть и острота видения жизни народов разных стран и континентов — вот основные черты творчества художника. В его добрых, человечных и красочных акварелях звучит голос советского художника, художника-интернационалиста.
Количество работ: 86
★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★