Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) — русский и советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.
Родился 6 января 1884 года в селе Софиевка близ Бердянска (в то время – Таврическая губерния, ныне – Запорожская область Украины) в семье мелкого торговца. В 1896 году окончил Городское училище в Бердянске. С детства проявил талант к рисованию. В 1896-1902 гг. учился в Одесском художественном училище Общества Изящных Искусств у Г.А. Ладыженского, К.К. Костанди, Л.Д. Иорини; во время учебы сошелся с соучениками С. Колесниковым, М. Мартыщенко, Д. Бурлюком.
В 1902 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. До 1903 года занимался у академика Я.Ф. Ционглинского, затем – в мастерской профессора И.Е. Репина. С 1904 года Исаак Бродский регулярно принимал участие в Весенних выставках Академии. Экспонировал свои работы также на выставках Нового общества художников (1905) и Общества Леонардо да Винчи. С 1906 года ежегодно выезжал для работы в Псков. В 1905-1907 гг. исполнил ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов и эскиз картины “Красные похороны”.
Автопортрет с дочерью. 1911. Холст, масло. 72x99 см. Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
В 1908 году за картины “Теплый день” и “Л.М. Бродская на террасе” получил звание художника и право пенсионерской поездки. В 1909-1910 гг. как пенсионер Академии художеств побывал в Европе и Малой Азии. В 1911 году посетил Капри, где жил у Максима Горького.
В 1908 г. Бродский вошел в Общину художников, в 1910 г. – в Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ) и Союз русских художников, в 1915 г. – в еврейское общество поощрения художеств (член-учредитель). В 1909 г. экспонировал свои произведения на выставке Московского общества любителей художеств, в 1911 г. – на выставке “Мира искусства” и Всемирной выставке в Риме. В том же году за картину “Сказка” (1911) получил премию Общества поощрения художеств, а в 1913 г. пейзажи Исаака Бродского были отмечены золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.
В Одессе И. Бродский экспонировал свои работы на выставках ТЮРХ и на I-ом Салоне В. Издебского (Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюры и рисунков проходила с 4 декабря 1909 г. по 24 января 1910 г. в бывшем дворце князей Гагариных, на ул. Ланжероновской, 2).
Летние месяцы 1912 и 1915 гг. жил и работал в финской деревне Куоккала (с 1948 г. – поселок Репино). В 1916-1917 гг. экспонировал картины на выставках ТПХВ.
Перед открытием выставки Товарищества южнорусских художников. 1912 г. Исаак Бродский на первом плане
В Одессе И. Бродский экспонировал свои работы на выставках ТЮРХ и на I-ом Салоне В. Издебского (Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюры и рисунков проходила с 4 декабря 1909 г. по 24 января 1910 г. в бывшем дворце князей Гагариных, на ул. Ланжероновской, 2).
Летние месяцы 1912 и 1915 гг. жил и работал в финской деревне Куоккала (с 1948 г. – поселок Репино). В 1916-1917 гг. экспонировал картины на выставках ТПХВ.
В картинах, преимущественно пейзажах, И. Бродский использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. Поэтика символизма и модерна сочетается в его ранних вещах с культом изысканной, несколько салонной красоты. На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики (“Сказка”, 1911), позднее придерживался реальности (“Опавшие листья”, 1915; “Зима”, 1922). В это же время художник создал первые значительные портреты (Л. Бурлюк, М. Горького, М. Андреевой, И. Репина, К. Чуковского).
К середине 1910-х гг. у Исаака Бродского уже была репутация вполне сложившегося живописца. Однако после 1917 года художник резко изменил направление работы и стал родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив расцвет соцреализма в 1930-е и последующие годы.
Ленин и манифестация. 1919. Холст, масло. 90x135 см. Государственный Исторический музей, Москва
Картина “Ленин и манифестация” (1919) положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наибольшую известность приобрело полотно “Ленин в Смольном” (1930). Исаак Бродский разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины, производящей впечатление изо-документа (“Торжественное открытие II конгресса Коминтерна” (1920-1924), “Расстрел 26 бакинских комиссаров” (1925) и др.). Фотографически четкие, написанные в сдержанной колористической гамме, эти полотна идеально подходили для массового тиражирования и агитпропаганды. Наряду с официальными портретами вождей партии и правительства, выполненными мастером в кон. 1920-х – 1930-е гг., они по праву считаются классикой соцреализма.
В это же время художник создал подлинные “жемчужины” пейзажного жанра, такие как “Зима” (1919-1922) с ее “брейгелевскими мотивами”, “Аллея Летнего сада осенью” (1928), “Аллея парка” (1930).
В 1920-1922 гг. Бродский участвовал в деятельности Дома искусств в Петрограде. В 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), в 1920-х–1930-х гг. принимал активное участие в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, неоднократно совершал творческие поездки по Советскому Союзу.
Владимир Ильич Ленин в Смольном. 1930. Холст, масло. 198x324 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1932 г. художник получил звание “Заслуженный деятель искусств РСФСР”. В 1934 г. состоялась персональная выставка к 25-летию творческой деятельности мастера (в Одессе Юбилейная выставка произведений заслуженного деятеля искусств И.И. Бродского прошла в январе 1935 г.). В 1937 г. за картину “Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе” (1929) художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
И.И. Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 г. был профессором, а с 1934 г. – директором Всероссийской Академии художеств. К работе в возглавляемом им Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Исаак Израилевич привлек выдающихся мастеров: К.Ф. Юона, Б.В. Иогансона, В.И. Шухаева, Д.И. Киплика, В.Н. Мешкова, Е.М. Чепцова, И.Я. Билибина, М.Г. Манизера, А.П. Остроумову-Лебедеву, Б.А. Фогеля и др. Его учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев, В.М. Орешников, А.Н. Яр-Кравченко, П.К. Васильев и многие другие.
Осень. 1912. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На протяжении нескольких десятилетий И.И. Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII – начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения И.Е. Репина и В.И. Сурикова, В.В. Маковского и В.Д. Поленова, И.И. Левитана и В.А. Серова, К.А. Коровина и Б.М. Кустодиева, М.А. Врубеля и А.Я. Головина, и многих других, стала одним из лучших частных собраний в 1920-е гг. Еще во время учебы Бродского в Академии Репин подарил своему любимому ученику три рисунка, которые стали началом будущей коллекции. В 1910-е гг. коллекция пополнялась произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам. В 1930-е гг., когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был социалистический реализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за его пределами. Его музей был тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда (в коллекции Бродского есть некоторые произведения представителей русского авангарда – Б.Д. Григорьева, А.Е. Яковлева, М.З. Шагала).
Италия. 1911. Холст, масло. 208x250 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
За свою жизнь Бродский собрал более тысячи произведений. Он щедро делился своими сокровищами; осенью 1930 года подарил около трехсот работ Бердянску, где прошло его детство (7 ноября 1930 г. был открыт Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского). Столько же работ было подарено в 1936 году Днепропетровскому художественному музею, ряд работ – другим музеям страны, в том числе Одесской картинной галерее (ныне – Одесский художественный музей).
Псков. Ветлы. 1913. Картон, гуашь, пастель. 21,5x31,7 см. Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
Скончался Исаак Израилевич Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
По завещанию художника его коллекция была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, а в 1949 году в квартире, где Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей (Михайловская пл., 3). Кроме замечательной коллекции, в музее-квартире экспонируются произведения самого Бродского, выполненные в разные периоды его жизни; украшают экспозицию предметы прикладного искусства, мебель, книги, фотографии с автографами известных людей – современников художника. Все это воссоздает атмосферу дома Исаака Израилевича, его семьи, окружения.
Ретроспективные выставки произведений Исаака Бродского были устроены в Государственном Русском музее (1941), залах Академии художеств СССР в Ленинграде и Москве (1954-1955, 1974-1975, 1983-1984). В 1965 году вышла в свет книга воспоминаний художника “Мой творческий путь”; одна из глав мемуаров посвящена годам обучения в Одесском художественном училище.
Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Вероника Драгун, искусствовед
▼ Посмотреть работы художника Исаака Израилевича Бродского ▼
Количество работ: 80
★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★