Гелий Михайлович Коржев. Часть 2

Гелий Михайлович Коржев. Часть 2 1

Картины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. 

Семья

Автопортрет, 1985

Автопортрет, 1985

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада… В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

 
 

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина… Его полотна закупали Третьяковская галереяРусский музей. Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»… Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.

Художник умер в 2012 году в возрасте 87 лет, застав возвращение интереса к своему творчеству: он скончался, занимаясь подготовкой персональной выставки своих поздних полотен «Библия глазами соцреалиста» в частном музее. А спустя несколько лет Третьяковская галерея решила показать творчество Гелия Коржева за все годы его жизни и доказать, что он одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве ХХ века.

Источник:  www.culture.ru

!Двое у окна, 1951
1 й Зачатьевский, дом 13, 1953
1 ый Зачатьевский, 1950
41 год, 1989
Благовещение, 1989
Блокада Ленинграда, 1983
Больной внук, 2000
Большая стирка, 1990
В дороге, 1962
В столовой, 1950
Вдовец, 1995
Вернулся со стройки, 1951
Все дети в папу,
Встреча, 1969
Голова врача, 1982
Голова к картине «Заслон», 1966
Голова к картине «Интернационал», 1967
Голова к картине «Соседка», 1954
Голова мальчика, 1951
Голова мужская, 1963
Голова хранительницы, 1944
Двое в тумане, 1997
Девочка на Волге, 1951
Дезертир, 1986
Дезертир, 1990
Диоген. Беседа, 1983
Егорка летун,
Женский портрет «Под Владимиром», 1947
Женский портрет, 1949
Женский портрет, 1952
За покупками, 1978
К картине «В дороге», 1960
К картине «Газетчик» (с живым манекеном), 1966
К картине «Заложники войны», 2001
К картине «Обреченная», 1986
К картине «Проводы». (На красном фоне), 1967
К триптиху «Коммунисты» «Поднимающий знамя», 1959
К триптиху «Коммунисты» Гомер, 1959
Летун, 1994
Мальчик, 1948
Машинистка, 1953
На троих, 1998
Наезд, 1990
Натюрморт с автопортретом, 1997
Натюрморт с грушами, 1982
Новый лозунг, 1997
Ночной звонок, 1994
Облака.1945, 1980
Осень. Рюмниково, 1975
Остановка, 1989
Переселенцы, 1979
Подземный переход, 1998
Полка, 2008
Последний житель, 1989
Потерявший очки, 1968
Проверка документов, 1992
Пулеметчики. 41 год, 1990
Рисунок головы Мужчина в пилотке, 1947
С покупками, 1997
Самовар на ковре, 1991
Самовар, 1984
Серия «Дети войны» В люльке. Воскресенск, 1942
Серия «Дети войны» Девочка 1943
Серия «Дети войны» Девочка с чулком 1943
Скрипач, 1990
Слепцы, 1992
Соседка, 1954
Соседка, 1954
Стакан молока, 1984
Старик Дядя Ваня (Иван Булатов), 1938
Старушка вяжет чулок, 1942
Сумка, 2012
У печки, 1984
Утро с зеркалом, 1951
Утро, 1951
Утро, 1952
Хохлома и лапти, 1999
Эскиз к картине «Вдовец» 1976
Юдифь, 1 995
Юдифь, 1995

Количество работ: 80

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  
О живописности Живописность в нашем сегодняшнем понимании — любование натурой, светом, цветом, фактурой. Восторг перед всем этим лишает выразительности, мешает выражению идеи и чувства. Когда мне нужно изобразить ужас умирающего, а я любуюсь отношением его тела с рубашкой. Только в обобщении понятие живописи нужно. Цвет должен также только выражать чувство и мысль внутреннюю, а не гармонию внешнюю. Гелий Коржев
 
 

Фантасмагорический цикл о тюрликах

001
002
003
004
005
006
007
008
009
010
011
012
013
014
015
016
017
018
019
020
021
022
023
024
025
026
027
028
029
030
031
032
033
034
035
036
037
038
039
040
041
042
043
044
045
046
047
048
049
050
051
052
053
054
055
056
057
058
059
060
061
062
063
064
065
066
067
068
069

Количество работ: 69

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

Добавить комментарий