Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 1

Михаил Васильевич Нестеров — (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе. Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 1 1

Автопортрет. 1915

Биография Михаила Нестерова


Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо известна по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмидесятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в качестве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чистякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва приятелей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и портрете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

Видение отроку Варфоломею. 1889

Видение отроку Варфоломею. 1889

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилистически эти произведения располагаются в русле стиля модерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в панорамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические иконные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонежский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «житийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 1 2

Пустынник. 1888-1889

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 году Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову исполнить запрестольный образ собора «Рождество Христово». После этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и руководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность художника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 1 3

Собор Воскресения Христова на крови (Спас-на-крови)архитектор Альфред Парланд, художник Михаил Нестеров, мозаичисты Александр и Владимир Фроловы, 1883–1907 Санкт-Петербург

В существовавшем в начале века размежевании художников по различного вида творческим корпорациям место Нестерова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тонкий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утраченной полноте бытия. Тихая женственность модели в сочетании с внутренней силой рождает ассоциации с передвижническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — прямой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отныне единственной точкой приложения он выбирает портрет.

Портрет Николая Ивановича Тютчева

Портрет Николая Ивановича Тютчева

В самом выборе портретных моделей виден интерес художника к творческой личности, «пойманной» в порыве созидательного вдохновения. Излюбленная мастером динамическая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой статуэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лекцию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, динамичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу модели; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живописную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концепция творчества, художнического бытия, обладающая убеждающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

      - http://gallerix.ru
Автопортрет. 1918
Автопортрет
Адам и Ева. 1898
Адриатическое море. 1893
Александр Невский.Мозаичная икона в храме Воскресения Спаса На Крови.С. Пб
Архангел Гавриил.Эскиз левой части композ.Благовещение.1900
Архангел Михаил. 1909
Архиепископ Антоний Волынский. 1917
Богоматерь Знамение. 1900
Богоматерь и Святой Иоанн. Эскиз.1899
Богоматерь с младенцем. Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора в Киеве
Богоматерь. 1899
Богоматерь. 1910 е
Богородица с Младенцем.Роспись иконостаса северн.придела на хорах Владимирского собора.Киев
Богородица с Младенцем.Роспись иконостаса южн. придела на хорах Владимирского собора.Киев
Богоявление.Роспись во Владимирском соборе.Киев
Бородатый мужчина. 1912
В скиту (Сестры).1916
В скиту. 1915
Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича.1906
Видение отроку Варфоломею, рисунок эскиз1
Видение отроку Варфоломею, рисунок эскиз2
Воскресение Христа.1922
Воскресение Христово. 1895
Воскресение. 1890 е
Голгофа. Эскиз росписи. 1899
Голова влмчц Варвары. Фрагмент картины Чудо,уничтоженной автором в 1931
Голова лошади
Два лада (Две гармонии), 1905
Два лада.Рисунок для будущей картины
Два схимника. ХХ век
Девушка у озера (Княгиня).1920 е
Девушка нижегородка. Этюд ко второму варианту картины Христова невеста.1887
Дедушка и внучек. Этюд.1880 е
Евангелист Матфей.Царские врата Троицкого собора в Сумах.1914
Ели. Этюд.1912
Жена художника в подвенечном платье. Урожд.Мартыновская Мария Ивановна.1886
За Волгой. Пастушок.1922
Заря вечерняя.1890 е
Земля. Степь
Кавказ. Сакли. Этюд.1897
Казнь святого Георгия.1899
Капри. Вход в монастырь. 1908
Крестьянка Стеша
Крестьянка
Крещение. Иоанн Креститель
Литургия ангелов. Эскиз росписи.1900
Моление о Чаше
Монастырь
На горах
На земле покой. 1921
На озере. 1922
Неаполь
Несение креста. Повторение.1924
Овражек. 1912
Павел Корин
Пастушок.Портрет Н.М. Нестеровой. Этюд к картине Весна красна
Пейзаж с елками. Этюд
По небу полуночи ангел летел.1887
Пожилая женщина в черном очипке. 1910 1916
Портрет Анны Константиновны Чертковой. 1890
Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1890
Портрет архитектора А.В.Щусева. 1941
Портрет жены, Е.П.Нестеровой. 1905
Портрет жены, Е.П.Нестеровой. 1906
Портрет Л.Н.Толстого. 1907
Портрет Ольги Михайловны Нестеровой. 1909
Портрет П.Д. Корина. 1925
Портрет С.И.Тютчевой. 1927 1928
Портрет художника Виктора Васнецова. 1925
Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930
Портрет художницы Елизаветы Кругликовой
Преподобный Серафим Саровский. Эскиз росписи.1904
Преподобный Сергий Радонежский.1900
Пруд в Ясной Поляне
Распятие (Голгофа). 1900 е
Распятие. 1908
Река Белая
Русская женщина на берегу озера или Соловей поет.1918
Русская женщина на берегу озера или Соловей поет.1929
Рыцарь. 1897
Святитель Николай Мирликийский. 1902 1903
Святитель Николай. 1913 1914
Святой князь Борис.Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.1892
Скитник. 1890 е
Слепой солдат. 1916
Собор Святого Марка в Венеции..1898
Старый художник. 1884
Странник Антон. 1896
Странник Иисус. 1921
Труды Преподобного Сергия Радонежского
У монастырских ворот.1925
Уголок в районе Троице Сергиевой лавры
Царица Александра и святитель Николай Чудотворец.1897
Царские врата на хорах Владимирского собора. 1892
Царь Соломон. 1902
Юность Сергия. 1891
Юноша со свечой. 1885
Явление Богоматери равноапостольной Нине. 1904

Количество работ: 100

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

Добавить комментарий