Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 4

Михаил Васильевич Нестеров — (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе. Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 4 1

Автопортрет. 1906

Биография Михаила Нестерова


Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо известна по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмидесятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в качестве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чистякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва приятелей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и портрете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

Видение отроку Варфоломею. 1889

Видение отроку Варфоломею. 1889

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилистически эти произведения располагаются в русле стиля модерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в панорамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические иконные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонежский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «житийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 4 2

Пустынник. 1888-1889

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 году Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову исполнить запрестольный образ собора «Рождество Христово». После этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и руководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность художника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

Художник Михаил Васильевич Нестеров | Часть 4 3

Собор Воскресения Христова на крови (Спас-на-крови)архитектор Альфред Парланд, художник Михаил Нестеров, мозаичисты Александр и Владимир Фроловы, 1883–1907 Санкт-Петербург

В существовавшем в начале века размежевании художников по различного вида творческим корпорациям место Нестерова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тонкий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утраченной полноте бытия. Тихая женственность модели в сочетании с внутренней силой рождает ассоциации с передвижническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — прямой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отныне единственной точкой приложения он выбирает портрет.

Портрет Николая Ивановича Тютчева

Портрет Николая Ивановича Тютчева

В самом выборе портретных моделей виден интерес художника к творческой личности, «пойманной» в порыве созидательного вдохновения. Излюбленная мастером динамическая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой статуэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лекцию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, динамичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу модели; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живописную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концепция творчества, художнического бытия, обладающая убеждающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

DUMY.-1900b6ffeed3b83b835b.jpg
AVTOPORTRET.-1918.jpg
AMAZONKA.-PORTRET-DOCERI.-1906.jpg
ANGEL-PECALI.-1899-1901.jpg
ANGEL-SIDYSII-NA-GROBE.-1908-19111a7835ecdd971747.jpg
ANNA-S-SYNOM-VANEI.-1896-1942.jpg
APOSTOL-IOANN.-1909.jpg
APOSTOL-LUKA.-1909.jpg
APOSTOL-MARK.-1909.jpg
APOSTOL-MATFEI.-1909.jpg
ARKANGEL-GAVRIILb8b2eb5f318e204a.jpg
BARKA-NA-VOLGE.jpg
BLAGOVESENIE.-ARKANGEL-GAVRIIL.-1909.jpg
BLAGOVESENIE.-ARKANGEL-GAVRIIL.-1910-1911.jpg
BLAGOVESENIE.-DEVA-MARIY.-1910-1911.jpg
BLAGOVESENIE.-DEVA-MARIY.jpg
BOGOMATER-ZNAMENIE.jpg
BOGOMATER-S-MLADENTEM.-1890.jpg
BOGOMATER-UMILENIE.-1906.jpg
BOZESTVENNAY-LITURGIY.jpg
BOLNAY-DEVUSKA.-1928.jpg
BOYRYSNY.jpg
V-OSENNEM-LESU.jpg
VELIKII-POSTRIG.-1898.jpg
VESENNII-PEIZAZ.-1890-E.jpg
VECERNII-ZVON.-1910.jpg
VOZNESENIE.-1897.jpg
VOSKRESENIE-KRISTOVO.-MOZAIKA-SEVERNOGO-FASADA-KRAMA-VOSKRESENIY-KRISTOVA.jpg
VOSKRESENIE.-1890.jpg
GOLGOFA.-1899.jpg
GOLOVA-DEVOCKI.-1889.jpg
GOLOVA-DEVOCKI.jpg
GOLOVA-ZENSINY.-ESKIZ-ROSPISI.jpg
GOLOVA-KNYGINI.-ETYD.jpg
GOLOVA-KNYZY.-1905.jpg
GOLOVA-MOLODOI-ZENSINY-V-UZORCATOM-PLATKE.-1888.jpg
GOLOVA-MONAKA-PORTRET-PROTODYKONA-M.K.KOLMOGOROVA.-1914.jpg
GORY.jpg
DALI.jpg
DEVA-MARIY.jpg
DEVUSKA-U-PRUDA-PORTRET-N.M.NESTEROVOI.-1923.jpg
DEVUSKA.-1888.jpg
DOMASNII-AREST.-1883.jpg
ELOCKA.-ETYD.jpg
ZENSINA-V-UZORNOM-PLATKE.-1901-1905.jpg
ZENY-MIRONOSITY.jpg
ZERTVA-PRIYTELEI.-1881.jpg
ZA-PRIVOROTNYM-ZELEM.-1888.jpg
ZA-PRIVOROTNYM-ZELEM2.-1888.jpg
ZIMA-V-MONASTYRE.-1904.jpg
ZNATOK.-1884.jpg
IZBRANIE-MIKAILA-FEDOROVICA-NA-TARSTVO-PRIZVANIE-MIKAILA-FEDOROVICA-NA-TARSTVO.-1886.jpg
KAPRI.-VESNA.-1908.jpg
KAPRI.-ITALIY.-VERANDA-S-TVETAMI.jpg
KAPRI.-MORE.-1908.jpg
KISLOVODSK.-1928.jpg
KONCINA-ALEKSANDRA-NEVSKOGO.jpg
LEL.-VESNA.-1933.jpg
LELY-PRAKOVA.-ESKIZ-K-FRESKE-SVYTAY-VARVARA.jpg
LISICKA.-1914.jpg
MOLCANIE.-1903.jpg
MONAKINY.-1897-1898.jpg
MUZSKOI-PORTRET.jpg
NA-VOLGE.jpg
NA-RUSI.-1914.jpg
NA-SOVET.-ESKIZ-K-NEOSUSESTVLENNOI-KARTINE.jpg
NABROSOK-CELOVECESKIK-FIGUR.jpg
NACALO-VESNY-RANNYY-VESNA.-1905.jpg
NESENIE-KRESTA.-1912.jpg
ODINOCESTVO.-1932.jpg
OPUSKA-LESA.jpg
OSENNII-PEIZAZ.-1906.jpg
OSEN-V-DEREVNE.-1942.jpg
OTROK-VARFOLOMEI.-1889.jpg
OTROK-VARFOLOMEI2.-1889.jpg
OTTY-PUSTYNNIKI-I-ZENY-NEPOROCNY.-1932.jpg
OTTY-PUSTYNNIKI-I-ZENY-NEPOROCNY.-1933.jpg
PAPSKIE-POSLY-U-IVANA-GROZNOGO.-1884.jpg
PASKALNOE-ZAUTRENNE.jpg
PEIZAZ-S-PRUDOM-I-TERKOVY.jpg
PEIZAZ-S-REKOI.-1911.jpg
PEIZAZ.-1917.jpg
PERVAY-VSTRECA-TARY-ALEKSEY-MIKAILOVICA-S-BOYRYSNEY-MARIEI-ILINICNOI-MILOSLAVSKOI-VYBOR-TARSKOI-NEVESTY.-1887.jpg
POKROV-BOGORODITY.-ROSPIS-KONKI-ABSIDY-TERKVI-POKROVA-BOGORODITY-MARFO-MARIINSKOI-OBITELI.-1911.jpg
PORTRET-AKADEMIKA-FIZIOLOGA-I.P.PAVLOVA.-1935.jpg
PORTRET-V.I.NESTEROVA.-1877.jpg
PORTRET-E.P.NESTEROVOI-ZA-VYSIVANIEM.-1909.jpg
PORTRET-E.P.RAZUMOVOI.-1936.jpg
PORTRET-I.P.PAVLOVA.-1930.jpg
PORTRET-KNYGINI-N.G.YSVIL.-1905.jpg
PORTRET-M.I.NESTEROVOI-PERVOI-ZENY-KUDOZNIKA.-1886.jpg
PORTRET-M.M.NESTEROVOI.-KONET-1870-K.jpg
PORTRET-N.A.YROSENKO.-1897.jpg
PORTRET-O.M.NESTEROVOI-DOCERI-KUDOZNIKA.-1905.jpg
PORTRET-OTTO-YLEVICA-SMIDTA.-1937.jpg
PORTRET-P.D.KORINA.jpg
PORTRET-PROTODYKONA-MIKAILA-KUZMICA-KOLOMOGOROVA.-1914.jpg
PORTRET-SKULPTORA-V.I.MUKINOI.-1940.jpg
PORTRET-KIRURGA-S.S.-YDINA.-1933.jpg
PORTRET-KUDOZNITY-E.S.KRUGLIKOVOI.-1938.jpg

Количество работ: 100

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

Добавить комментарий