Светозар Александрович Остров — художник-график.
Родился в 1941 году в Ленинграде. В 1965 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1969-96 — сотрудник худ. фонда СССР. С 1970 года художник принимает участие во всесоюзных, всероссийских, региональных и зарубежных художественных выставках. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. С 1996 – персональная мастерская. Увлечения: садоводство, а/м, музыка (классич. джаз), филармония, игра на банджо, кулинария.
В 1964 году издана первая книга с иллюстрациями Острова. Всего он проиллюстрировал около 200 книг. Приоритет отдает оформлению детских книг.
Художник оформил и проиллюстрировал произведения О. Хайяма, Ш. Перро, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Г. Мелвилла, Х. К. Андерсена, Ф. Бернетт, А. Линдгрен, Г. К. Честертона, Ф. Моуэта, Д. И. Хармса, Б. В. Заходера, Дж. Р. Р. Толкина, Дж. Родари, Ч. Т. Айтматова, С. В. Сахарнова, А. А. Лиханова, Э. Н. Успенского, О. Е. Григорьева, Э. Е. Севелы, Г. М. Кружкова.
Работы художника находятся в многочисленных государственных музеях и частных коллекциях России, Франции, США, Японии и других стран.
Светозарное искусство
Рассказывать о Светозаре Острове и легко, и сложно. Легко, поскольку Светозар Александрович — один из самых известных петербургских художников книги, оформивший сотни замечательных изданий, и его искусство получило всеобъемлющее и заслуженное признание. Сложно — потому, что творчество Светозара Острова необычайно многолико, и, хотя за разнообразием манер и техник всегда узнается «рука» мастера, трудно даже представить, что все эти непохожие друг на друга миры созданы одним человеком.
Как отличаются изысканно-мирискуснические, полные напряженного драматизма иллюстрации к «Горю от ума» А.С.Грибоедова и «Маскараду» М.Ю.Лермонтова от веселых, безмятежных рисунков к русским народным сказкам; романтико-героические и при этом чуть ироничные листы к «Королю Артуру» — от тонких стилизаций к «Рубайят» Омара Хайяма… Хотя в применении к творчеству Острова понятие «стилизация» кажется чужеродным — ибо художнику вообще не свойственно холодное внешнее заимствование формы. Будучи человеком широкого кругозора и высокой культуры, он умеет глубоко и творчески переосмыслить художественное наследие, сделать его «своим» — будь это средневековая рукопись или персидская миниатюра. Если добавить к этому блестящее владение рисунком, безупречное чувство цвета, умение работать с любой техникой — от рисунка пером и акварели до офорта и монотипии — то можно смело сказать, что в жанре книжной графики Светозар Остров может все… и немного больше.
Впрочем, стоит ли удивляться? Выпускник Института им. И.Е.Репина, ученик М.А.Таранова и В.М.Звонцова, Светозар Остров — продолжатель давних традиций лебедевской школы ленинградского «Детгиза». Огромная часть его работ — иллюстрации к детским книгам. А детская иллюстрация не терпит ни грана фальши и ставит перед художником высочайшие требования. В ней должны сочетаться доступность выразительных средств — и небанальный взгляд на вещи, увлекательность, обилие деталей — и отсутствие вычурности, точное следование тексту — и буйная фантазия. Графика Светозара Острова, безусловно, обладает всеми этими достоинствами. Стараясь не навязывать свое видение мира, а подталкивать воображение читателя, Светозар Остров с обманчивой легкостью творит истинные шедевры, столь же любимые детьми, сколь и знатоками изобразительного искусства. Приступая к иллюстрированию новой книги, Остров ищет для нее свой, только ей присущий художественный язык, свой стиль, не повторяя уже найденные решения. В этом неустанном поиске нового и таится секрет поразительного мастерства художника и успеха его творчества. Его герои, такие разные, могут быть грациозны, динамичны, порой даже брутальны — но всегда живописны и артистичны, как артистичен сам художник.
Однако виртуозное мастерство и фантастический дар свободного перевоплощения основаны не только на высочайшем мастерстве графика и неустанном труде. Светозар Остров обладает редким даром несомненной симпатии к миру, на который художник смотрит то серьезно, то с иронией, но обязательно по-доброму и — да простят читатели невольный каламбур — светозарно.
Юлия и Вадим Зартайские
«ПИТЕРbook», 1999, № 8
Количество работ: 135
Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти
в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения.