Вакс Борис (Бенцион) Иосифович (1912–1989)

Вакс Борис (Бенцион) Иосифович (1912–1989) 1

Автопортрет, 1988

Советский художник-живописец, график. Член Союза художников Украины (с 1950). Заслуженный художник УССР (1973).
Борис Вакс

Родился в городе Житомире. Окончил Киевский художественный техникум (1932). С 1933 года жил в Сталино, работал художником клуба, с 1936 – преподавал живопись во Дворце пионеров, был главным художником ТЮЗа (1939–1941). Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалью. Работал в области станковой и монументальной живописи, графики. Член Харьковской организации Союза художников СССР (1950). С 1948 участник областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок (в Японии, Италии и Польше).
Преподавал в Харьковском художественном училище (1948–1952). Работал в Художественном фонде Харькова (1951–1955).

Вакс Борис (Бенцион) Иосифович (1912–1989) 2

С женой Анной Мойсеевной перед отправкой на фронт

Персональные выставки: в Харькове (1972, 1989), Киеве (1973) и Москве (1996). Участвовал в росписи Дворца пионеров (Донецк), создании декоративных панно «Горноспасательная служба» для Дома техники (Донецк), «Строители» для Дворца культуры (Краснодон) и «Праздник народов». Руководил монументальной секцией Харьковской организации Союза художников СССР.

Работы находятся в ГТГ (Москва), Харьковском музее изобразительных искусств, в частных коллекциях в России, США, Японии, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, ОАЭ и Бразилии.

1951
1988
1962
1965
1961
1979
1967
1966
1977
1984
1970
1967
1982
1988
1977
1970
1979
1986
1964
1986
1979
1986
1977
1957
1967
1961
1973
1967
1954
1965
1966
1955
1985
1961
1971
image
1978
1960
1987
image
1945
1955
1967
1984
1967
1981
1964
1971
1980-r
1965
1957
image
1978
1971
1971
1972
1960
1970
1967
1964
1980
1978

Количество работ: 65

 ★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★  

«Верность избранному пути»

Расцвет творчества Бориса Иосифовича Вакса приходится на послевоенный период, когда родились его большие тематические полотна, множество натюрмортов и портретов, значительное количество небольших по размеру, но очень свежих по живописи и восприятию действительности пейзажей Прибалтики, Крыма, Подмосковья и Украины.

Художник прошёл сложную школу жизни: 7-летка в Житомире, где он родился в 1912 году, Киевский Художественный техникум, самостоятельная работа в области монументальной живописи в Донецке (росписи Дворца пионеров), крае, к изображению жизни которого потом не раз будет обращаться мастер. Но творчество молодого художника было прервано войной й: с оружием в руках он стал в ряды защитников Родины.

На фронте Вакс познал все невзгоды войны, пережил горечь утраты боевых товарищей, видел самоотверженное служение в армейских рядах многих девушек, которые в минуты коротких передышек между боями мечтали о мирной жизни, любви и счастье. И неудивительно, что военная тематика постоянно питает творчество художника. В своих произведениях он стремится к утверждению светлых начал жизни, величия человека.

После войны Б. Вакс учится в Харьковском художественном институте на факультете театрально-декоративного искусства, а потом станковой живописи у таких педагогов как С. Прохоров, А. Хвостенко-Хвостов, А. Кокель, М. Дерегус, чьи имена он всегда вспоминает с благодарностью.

В дипломной работе «Возвращение демобилизованных в родной Донбасс» Б. Вакс выступает как совершенно зрелый художник. В 1950 году он становится членом Союза художников УССР.

На протяжении всей деятельности художник разрабатывает две основные темы – тему войны и тему современности. Но в раскрытии их, формальном и цветовом решении творчество его делится на два периода: первый — с 1946 по 1961 год и второй — с 1961 — по настоящее время. Для картин первого периода («Усыновили», «На Харьковщине», «В бывшей Юзовке», «О нас пишут», «Журавли», «Фронтовая весна», «На целине») характерны пространственно-развёрнутая композиция, несколько приглушенные тона, тщательная проработка всех деталей, повествовательность и ярко выраженный лиризм. Композиции не многофигурны, в них подчёркивается единство человека и природы.

Лучшее произведение этого плана – «Журавли, Фронтовая весна»(1957). На опушке берёзового леса, где чуть виднеется река, в траншее, отложив работу, всматриваются в небо девушки-зенитчицы. Их взгляды привлекают журавли, пролетающие над ними. Птицы напомнили девушкам о весне и на лица их легла печаль. Большую роль в картине играет пейзаж. Художник стремится, чтобы пластический язык живописи всячески помогал раскрытию содержания художественного образа.

Это стремление проявилось и в другой известной картине «На целине» (1961), в которой автор не только показал значение освоения целинных земель, но и поэтично рассказал о трудовых буднях первых целинников, которые нашли там своё счастье. По глубине и сложности содержания это полотно занимает особое место среди картин советских художников, посвящённых целине. Жизненность образов основывается на равновесии правды факта и силы поэтического обобщения.

…Парит вспаханная земля, стелется до горизонта. На постели, устроенной просто на траве, спокойно спят, укрывшись шинелью, бывший солдат и его дочурка. А возле, на скамье, с нежностью глядя на спящих, сидит молодая женщина. У неё милое, доброе лицо, красивые крепкие руки. Образ чарует тонкой одухотворённостью. Художник умеет заставить зрителя любоваться не столько внешней красотой модели, сколько её внутренней наполненностью.

Со временем меняется стиль художника, но неизменной остаётся верность правде. Последующие после завершения картины «На целине» годы становятся как бы переходным этапом ко второму периоду творчества Б. Вакса. Этот этап обозначен отходом от детальной повествовательности. Появляется стремление как можно более чётко выразить свою мысль. Художник идёт по пути обобщения формы. Исчезает старательное светлотеневое выявление объёма, оно заменяется лепкой большими плоскостями, подчёркнутыми временами жёсткими графическими линиями. Теперь объёмы в своей пластичности кажутся почти скульптурными, а сдержанность цветовых отношений придаёт им суровость и торжественность.

Этот период ознаменовывается созданием полотна «В бой — коммунистом!» (1965). В нём мы встречаемся с возвышенными интонациями, вызванными сюжетной завязкой – приёмом в партию молоденькой девушки-партизанки. Акцент ставится на глубокое психологическое раскрытие образов героев картины, что позволяет достигнуть жизненной убедительности и ясного социально-политического звучания.

Композиция объединяется замкнутым полукругом изображенной группы людей и густым единым, плотным цветом. Масса партизан, что стоят вплотную один к одному, поднятые вверх руки, как символ выражения единой воли, производят сильное впечатление. Общий ритм полотна, каждая его деталь полны напряжения. В определённой аскетичности и суровой напряжённости образов чувствуется большая сила и монолитность изображённых. Вся сцена воспринимается с большим волнением, потому что в ней выявляется та серьёзность жизни, которая характерна для творчества Б. Вакса.

Отношение художника к предмету изображения — то ли жанровой картины, то ли пейзажа или натюрморта – отличается всегда повышенным вниманием. Если в ранних работах он пользуется цветом с осторожностью, хоть сила темперамента живописца проявляется во множестве этюдов, то в полную силу цвет, как одна из основ реалистичного образа, зазвучал в его произведениях последнего десятилетия.

Принципы пластичного языка, разработанные в картине «В бой – коммунистом!», легли в основу триптиха «Хлеб» (1967), над которым Вакс работал более пяти лет, старательно собирая этюдный материал. Тема хлеба, цену которому так хорошо знает художник, борьбы за него в разные периоды советской власти, всегда его волновала. «Хлеб» – монументально-эпический триптих. Само название символично и глубоко продумано. Оно отражает замысел художника и его стремление воспеть подвиг и труд советских людей. Крепкая, продумано построенная композиция отличается монументальностью. Действия последовательно раскрываются через очень лаконичные образы. Каждая часть триптиха отражает определённый период в нашей истории.

В левой части изображены события гражданской войны. Весь образный строй подчинён выявлению авторского замысла, донесению его до зрителя. Утопая в волнах пшеницы, идет красноармеец, может, вчерашний крестьянин, с болью и нежностью гладит он зрелые колоски. Его крепкие руки вынуждены держать серп а винтовку, ради будущего, ради счастья советской Отчизны.

Правая часть отображает период Великой Отечественной войны на освобождённой от фашистов территории. О войне напоминают торчащие из земли надолбы. Хлеб растят женщины и дети. Впряженные в плуг коровы заменяют трактора. Надежду на возвращение мирной жизни художник стремится воплотить в образах юных – мальчика, который бережно держит хлеб, как святыню и девушки, на лице которой лежит тень сурового военного времени.

Центральная часть отображает сегодняшний день. Художник воспевает колхозную жизнь. В центре его внимания – люди и хлеб, выращенный их руками. Поэтому так торжественно и празднично вершится обряд поднесения первого каравая нового урожая лучшему бригадиру. Это народный обычай, ставший символом богатства природы и людей. Центральная часть, как и боковые, отличается от предыдущих полотен своими яркими тонами. Художник пользуется двумя основными цветами – белым и золотистым, но каждый из них сложный, с тонкими градациями. Он то густеет в тенях и складках, то решение становится почти графическим. К сожалению, центральная часть в цвете решена слабее, чем боковые. В ней художник разбелил, дав почти открыто белый цвет, отчего несколько нарушилась гармоничность колорита.

Вся композиция центрична. Фигуры написаны почти в натуральную величину, они умело размещены, удачно найдены движения, повороты, характер лиц. Образы раскрываются не через общий строй, а через убедительное раскрытие чувств людей. Движение из глубины к центру боковых частей триптиха подчёркивает нарочитую статику центральной части, оправданную логично и художественно убедительную. Задача создать жизнеутверждающий образ, передать радость бытия решена с большой серьёзностью.

Работам Б. Вакса характерна органичная связь с действительностью. Художник тяготеет к показу действительности посредством лирических полотен. Проводящим в его творчестве является эмоциональное начало. Тема современности, обновлённости жизни и людей, их духовный рост прослеживается в картине «Весна». Её идея раскрывается через ряд ассоциаций, вызванных образами деда и молодой матери, что замерев слушают игру на скрипке своей доченьки и внучки. К сожалению, автору не совсем удалось пластическое решение темы. Объёмная трактовка форм, объёмно-пространственное решение места действия и схематично данные деревья в глубине нарушают стилевую цельность композиции.

В конце 60-х годов художник вновь обращается к теме обновления Донбасса. Неоднократно посещая этот край, где когда-то работал, Б. Вакс увидел огромные перемены, что произошли там за последние двадцать лет. Вместо старых трущоб, дореволюционных строений появились новые корпуса современной жилищной архитектуры. Выросли новые люди. Им посвящена его картина «Утро Донбасса»( 1970). Первые работы Б. Вакса, написанные в 50-годы, — «В бывшей Юзовке», «О нас пишут» – имеют характер кинокадра, выхваченного из жизни. Им свойственна повествовательность.

Поэтично-возвышенный лад, свойственный ранним работам автора, характерен и для последнего его полотна «Тишина», замысел которого возник за 15 лет до создания. Образ девушки раскрывается через состояние природы, которая воспринимается как неотъемлемая часть людского бытия и всей своей гармоничностью противостоит войне. Необычайной для войны кажется тишина, что воцарилась вокруг. Замерли противотанковые орудия вдали на холмах. Тихо пьют воду кони под дугой радуги. Такое единение придаёт картине налёт сказочности, мечтательности. И в эту атмосферу органично вписывается образ девушки, стоящей в воде. Только солдатская сорочка, снятые с неё погоны, натруженные руки, утратившие нежную женственность, напоминают о боях, гремящих неподалёку.

В разлитой вокруг тишине и в фигуре девушки за внешним спокойствием читается внутренняя напряжённость, которая бывает перед новым боем. Мелодия тишины, что захватила девушку, звучит в чистых красках воды, нежной зелени ветвей, в радуге. Лирический образ юности приобрёл тут убедительное художественное звучание.

Все рассмотренные произведения художника несут в себе лирическую взволнованно выраженную мысль о неразрывности связи времён, об историческом движении жизни, о героизме на фронте, в тылу, в труде поколения, которое утвердило мир на земле.

Многочисленные пейзажи-этюды занимают в творчестве художника значительное место и имеют самостоятельное значение. Живописец тонко чувствует характерные черты природы разных уголков нашей страны. Солнечный Крым, в частности Гурзуф, появляется в его произведениях то звонко-горячим, то серебристо- мягким. Этюды Подмосковья волнуют серебром берёзок, густотой первобытных лесов. В них угадывается вековая Русь. Художник тонко понимает и северную природу Прибалтики. В её изображениях его краски утрачивают свою прозрачную звонкость и приобретают уравновешенности и суровости. Приглушённые тона сдержанно звучат в единении с холодными голубовато-синими.

Центральная часть Украины, Житомирщина, Дом творчества в Седневе – щедрая природа воплощается в насыщенных по цвету, сочных пейзажах. Цветовая гамма, которой пользуется тут художник, очень широка.

Обращается Б. Вакс и к натюрмортам – «Натюрморт с рыбами», «У меня дома», «Ветка каштана». Выполненные им портреты отличаются мастерством и тонким пониманием цвета.

Художник пишет преимущественно масляными красками и техникой этой владеет виртуозно, то придавая ей фактурность, то доводя её (особенно в этюдах) до почти акварельной лёгкости и прозрачности.

Рисунки карандашом, выполненные Б. Ваксом, представляют, в основном, подготовительный этап в создании картин. Такие из них, как «Голова раненного партизана» к картине «В бой – коммунистом!», отдыхающая колхозница, набросок головы старшины к полотну «Усыновили» и другие представляют самостоятельную художественную ценность.

Временами художник обращается к технике литографии. Один из его листов – «Латышские рыбаки» известен не только у нас, но и за рубежом. Широкой популярностью пользовался он в Исландии, где на выставке была представлена наша графика.

Борис Иосифович Вакс – живописец ярко выраженного лирического плана с острым чувством современности. Его картины – зеркало души чуткого к окружающему художника. Повседневность будничной жизни он умеет сделать предметом большого искусства.

Алла Пивненко – искусствовед, член Союза Советских художников Журнал “Образотворче мистецтво”, N 5, 1973 год.

Персональный сайт: borisvaks.ru.

Добавить комментарий