Буквы из старо-русского алфавита 1904 года издания. Одна из самых знаменитых книг для детей — «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации. Каждая страница «Азбуки» — удивительный завораживающий сказочный мир.
★ Для удобного просмотра вы можете использовать стрелки на клавиатуре ←влево и вправо→. Чтобы перейти в полноэкранный режим нажмите на иконку в правом верхнем углу изображения. ★
Работу над «Азбукой» Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки.
Для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её изящно исполненными композициями на сказочные сюжеты. Каждая её страница построена в виде весёлой сценки, насыщенной действием и персонажами. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях. Это очень домашне, местно, лично…».
В ту пору, по воспоминаниям Бенуа, очаровательный «карапузик Коля», сын художника, тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте».
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода.
Бенуа обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка».
Тираж «Азбуки» составил 2500 экземпляров.
Наверное, это единственная в мире азбука, персонажи которой вышли на театральные подмостки — Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка», а также стали героями музыкального произведения — композитор Николай Черепнин написал «Четырнадцать эскизов для фортепиано к «Азбуке» Александра Бенуа.